0

Людмила Лукша: «Технологии – не главное. Главное – изменить сознание людей»

Людмила Лукша – директор белорусской средней школы № 4 г. Дзержинска Минской области. Школа была выбрана в качестве пилотного объекта по результатам конкурса проектных инициатив, организованного и проведенного проектом ЕС-ПРООН «Энергоэффективность в школах».

1

«Скажу честно, раньше понятия «энергосбережение» и «энергоэффективность» в моей жизни вообще никак не присутствовали. Конечно, на слуху всегда были призывы «нужно экономить воду и беречь электроэнергию», но не более, – рассказывает Людмила Лукша, директор средней школы №4 города Дзержинска Минской области. – И когда в нашей школе впервые появились импозантные мужчины в белых сорочках и галстуках, которые раздавали визитки проекта и задавали мне вопросы по энергоэффективности, я никак не могла понять, что они от меня хотят. У меня тут начало учебного года, а они с какой-то энергоэффективностью. Я тогда и представить не могла, что это новая точка отсчета, что впереди меня ждут самые интересные и наполненные годы моей жизни».

По словам Людмилы, она поначалу не понимала, что главное в этом проекте не стройка. Все мысли директора были об окнах, кровле, теплоизоляции и т.д. Но шаг за шагом пришло осознание, насколько велика и значима образовательная составляющая проекта. И что главная цель – не просто внедрить новые технологии, а изменить сознание людей: преподавателей, учеников, родителей, местного сообщества в целом, местных властей.

«Не стройка главное, а чтобы в голове у людей что-то шевельнулось», – говорит Людмила.

Начинала она с себя. Людмила не только директор, но и учитель физики. Она постепенно стала вводить вопросы энергосбережения и энергоэффективности на своих уроках, и вскоре этой темой был охвачен каждый преподаватель, каждый классный руководитель и даже лаборант. Людмила гордится, что смогла «заразить» свой коллектив новыми идеями.

«Да, возможно, в самом начале у многих получалось формально, для галочки, – признает директор. – Но люди сами не заметили, насколько реализация проекта их захватила и вдохновила. Коллектив сегодня живет качественно другой жизнью. И я уверена, что и думают они по-другому».

Людмила приводит примеры того, как сегодня в школе все просто пронизано идеями «зеленого» образа жизни.
«Во время каждого урока проводится физкультминутка, когда дети встают, чтобы немного размяться. Это не ноу-хау, это есть практически в каждой школе. Мы добавили к этой минутке ещё одну – «минутку бережливости». В течение 60 секунд учитель дает детям какую-то познавательную информацию, не только по энергосбережению, это может быть экология, устойчивое развитие и т.д.»

«А вот ещё один красноречивый пример того, как идеи проекта уже живут сами по себе, – продолжает свой рассказ Людмила. – Одну из моих преподавателей пригласили провести открытый урок в другом учреждении образования – местном колледже. Она не знала, что я тоже приду на этот урок. Каково же было мое удивление, когда я увидела, что она притащила на это занятие наши проектные стенды, буклеты, поделки, и через весь урок математики(!) красной нитью проходила тема энергосбережения».

2

«Утро. Холод. Пурга. Выходной день. Организуем экскурсию в детский реабилитационный оздоровительный центр «Надежда», где внедрены многие технологии «умного дома». Ну не придут, думаю, мои педагоги в свой выходной день – у людей семьи, стирки, готовки. В итоге – 40 человек, полный автобус. Все делают пометки в блокнотах, задают грамотные вопросы. Правда, на обратном пути сказали: «А у нас – лучше!» – смеется Людмила.

Благодаря проекту школу в городе стали уважать, она теперь у всех на слуху. Дзержинск – городок небольшой, есть две гимназии, и мотивированные родители хотели, чтобы их дети учились именно там. «А теперь все хотят к нам, – не без гордости говорит Людмила. – Вот только на этих зимних каникулах из гимназий к нам перевились 12 учащихся. Родители теперь с гордостью говорят, что их дети учатся в 4-й школе. К нам теперь просто приходят горожане, чтобы полюбоваться зданием школы. А мы их приглашаем в наш ресурсный центр по энергосбережению, созданный в рамках проекта. И их потом оттуда не вытянуть, особенно пожилых людей».

3

Теперь на базе школы стало проводиться очень много мероприятий районного уровня, и не только образовательных. Школа вышла на совершенно иной уровень, стала партнером и участником различных инициатив по устойчивому развитию и «зеленому» образу жизни. «У нас сегодня есть единомышленники в каждом уголке Беларуси, – сообщает директор. – И к нам едут сегодня педагогические коллективы из всех регионов страны, чтобы ознакомиться с нашим опытом. И это здорово, т.к. школа реально работает как демонстрационная площадка, а это – важный результат проекта».

Школа приняла участие в республиканском конкурсе «зеленые блоги» и победила в номинации «Самая энергоэффективная команда», выиграв поездку в Литву. Созданная система работы по становлению энергоэффективного образа жизни признана лучшей в Минской области, и школа получила право представлять область на Республиканском конкурсе «Энергомарафон».

«Мне казалось, что мы с педагогическим коллективом все силы бросаем на энергоэффективность, а оказалось, что реализация проекта потянула за собой решение множества других важных вопросов», – говорит Людмила.

Местные власти, увидев, какие позитивные изменения происходят в школе, тоже «подтянулись». Ну как так, в школе такие технологии внедряются, внешний облик здания меняется, а стулья в столовой и мебель – старые, актовый зал требует ремонта, прилегающая территория не облагорожена. Непорядок! И нашлись деньги, благодаря чему все эти вопросы были решены, хотя проектом это не было предусмотрено.

Директор признает, что раньше в школе никогда не было устойчивого детского школьного сообщества: «Давайте говорить честно. Как правило, детское самоуправление существует только на бумаге. В основном дети безынициативные и всегда ждут какого-то толчка от взрослых. Сегодня я горжусь тем, что вот уже полгода у нас работает школьный комитет «Энерго-МЫ». Школьники сами распределили обязанности и договорились, кто за что отвечает. Делают замеры температур на улице и различных помещениях школы, снимают показания счетчиков освещения, мониторят в подвале сколько прошло кубометров воды, соответствует ли это утвержденным горисполкомом нормативам и т.д. Сами составляют графики. Я вообще не вмешиваюсь и к себе их не приглашаю. Чаще бывает наоборот: «Людмила Константиновна, вчера заседал комитет, мы вас ждали, а вы не пришли…»

Проект дал Людмиле очень много в профессиональном плане, изменил мышление, сделал ее увереннее и смелей. По ее словам, она теперь не рассматривает школу, как какую-то локальную единицу, которая варится в собственном соку, а смело берет выше и ищет ту нишу, которую школа №4 может и должна занять в стране.

4

«Я сама познакомилась с огромным количеством неравнодушных людей по всей стране, узнала, как много у нас есть энтузиастов. Таких интересных, мотивирующих и полезных знакомств, как за годы реализации проекта, у меня, пожалуй, никогда не было», – говорит директор.

Людмила рассказывает, что в процессе реализации проекта она сразу поставила себе две задачи. Во-первых – по-настоящему разобраться в вопросах энергоэффективности и донести эти знания до коллектива. «Думаю, процентов на 90 мне это удалось. Сегодня и я и любой из моих педагогов может провести экскурсию по школе и профессионально рассказать о внедренных технологиях не хуже любого эксперта по энергоэффективности. Во-вторых, я поставила себе цель выучить английский язык. В ходе реализации проекта поняла, что без него сегодня никак. И вот уже полгода занимаюсь с репетитором».

5

«Мне хочешь, не хочешь, приходилось держать на контроле всю стройку. Я сейчас настолько подкована в строительных вопросах, что, наверное, могла бы работать прорабом», – смеется директор.

Людмила признается, что по своей сути она не очень бережливый человек: «Расточительный я человек, скажем прямо. Но проект очень сильно на меня повлиял. В быту в том числе. У меня больше не течет вода из крана, когда кто-то из домашних чистит зубы. Я наконец решилась заменить старенькие однокамерные стеклопакеты. Там, где можно, у меня теперь светодиодное освещение. Там, где я раньше использовала пять лампочек, теперь использую две».

«Мы часто проводим анонимное анкетирование наших учащихся по различным вопросам, чтобы постоянно держать руку на пульсе и улучшать нашу работу, – сообщает директор. – Как же было приятно, когда независимо от темы опроса на листочках стали появляться крупные надписи: «Спасибо за ремонт!», «Спасибо за новую школу!».

«Для меня – это лучшая оценка нашей совместной работы», – заключает Людмила.

Posted in Статьи, интервью.