Елена Ракова: «Только активная работа на местном уровне может дать долгосрочный эффект»

Елена Ракова, координатор проектов Европейского союза в области энергетики и защиты окружающей среды

— Елена, каковы сегодня приоритеты сотрудничества Европейского союза и Республики Беларусь?

— Беларусь является важным участком работы ЕС в восточном направлении, в европейской политике соседства. Ежегодно объемы средств, выделяемых на техническую помощь, поддержку тех или иных направлений развития страны, увеличиваются. Если в 2007–2008 годах мы начинали с 5 миллионов евро, то в 2015 году эта сумма составит порядка 17 миллионов. Согласитесь, прогресс очень большой.

Сегодня можно выделить три основных направления сотрудничества на 2014–2020 годы. К ним относятся такое широкое направление как охрана окружающей среды, местное и региональное развитие и то, что мы называем «social inclusion» — социальная включенность, социальная политика.

Каждое направление можно рассматривать достаточно широко. Так, к примеру, охрана окружающей среды это не только биоразнообразие, но и политика в области утилизации отходов, мониторинг качества воздуха, бассейнов рек, а также энергоэффективность и возобновляемые источники энергии. Энергетика как таковая не вошла в программу отдельным приоритетом, что связано и с экономикой, и с политикой. Беларусь покупает нефть и газ у России по ценам ниже рыночных и имеет здесь определенный запас прочности. Кроме того, на наш взгляд, прогресс в области реформирования энергетического сектора, тарифной политики также оставляет желать лучшего. Тем не менее ЕС старается поддерживать те направления, которые по-прежнему являются актуальными для страны. Это касается как политики в области энергосбережения и энергоэффективности, так и продвижения возобновляемых источников энергии. Так, Европейский Союз профинансировал строительство биогазовой установки в агроферме «Лебедево» Молодечненского района, которая успешно работает и доказала свою эффективность. В течение нескольких лет ЕС планирует построить ветроустановку в Новогрудском районе, в рамках небольших контрактов активно устанавливаются солнечные панели.

Что касается энергоэффективности, это пограничная сфера для разных направлений. Она подходит и под тему охраны окружающей среды, и местного развития, и социальной включенности. По этой теме мы работаем и будем работать по самым разным программам, проектам, инструментам финансирования. Следует отметить, что Республика Беларусь самостоятельно много делает в этом направлении. Однако местных и/или республиканских финансовых источников не хватает. Соответственно, надо по-прежнему привлекать кредиты, для этого существует достаточно международных финансовых институтов. А мы со своей стороны продолжим делать какие-то небольшие пилотные проекты в этом направлении.

ЕС старается поддерживать те направления, которые по-прежнему являются актуальными для страны.

— Есть ли уже опыт успешно реализованных проектов по энергоэффективности в Беларуси?

— В прошлом году мы завершили трехлетнюю программу «Поддержка реализации комплексной энергетической политики Республики Беларусь», в рамках которой нами была оказана широкая консультационная поддержка Министерству энергетики и Департаменту по энергоэффективности Госстандарта Республики Беларусь, а также реализованы два пилотных проекта — модернизация школы-интерната в городе Ивье и строительство биогазовой установки в Молодечненском районе. В Ивье проект оказался очень успешным, там действительно много удалось сделать как за счет наших средств, так и за счет финансирования белорусской стороны. По нашей информации, на сегодняшний день показатели экономии на этом объекте свыше 40%. Кроме того, отдельные мероприятия по энергоэффективности активно внедряются и в других городах по разным программам и проектам ЕС: Полоцке, Новогрудке, Марьиной Горке, Браславе, Щучине, Желудке, Лиде, Рогачеве — всех не перечислишь. На сегодняшний день десять городов подписали Пакт мэров при, скажем так, минимальной поддержке со стороны госорганов, что говорит о высоком интересе со стороны местных органов власти к теме энергоэффективности и использования возобновляемых энергоисточников.

— Каковы ваши ожидания от недавно стартовавшего проекта «Энергоэффективность в школах»? В чем отличие этого проекта от того, который реализован в Ивье?

— Дело в том, что в Ивье, если говорить упрощенно, мы просто отремонтировали, модернизировали отдельно взятую школу. Мы не концентрировались специально на работе с населением. Конечно, учащиеся видели, чем мы занимаемся, устраивали для нас праздник по энергоэффективности в рамках республиканского конкурса «Энергомарафон». Мы в свою очередь тоже старались что-то показать и рассказать. Но это не было какой-то специальной целью. Все-таки на первом плане были мероприятия, которые должны были продемонстрировать, как можно экономить электро- и теплоэнергию.

В случае с проектом «Энергоэффективность в школах» ситуация иная. С одной стороны, здесь также будет три объекта образования в маленьких или не очень маленьких городах Минской, Витебской и Гродненской областей, куда придет Евросоюз с целью энергоэффективной модернизации учебных зданий. Такие конкретные дела намного важнее, они осязаемы, их результат можно потрогать и посчитать, в сравнении, например, с проведением какой-либо конференции в Минске. С другой стороны, в этом проекте мы делаем упор на работу с населением на местном уровне. У нас есть много мероприятий, когда, условно говоря, важные дяди в строгих костюмах собираются за круглыми столами и о чем-то говорят. Изюминкой же данного проекта является именно работа на местном уровне, что, кстати, у ПРООН, исполняющей организации проекта, очень хорошо получается.

В качестве примера можно привести природоохранный проект, который завершился в августе 2014 года и затрагивал два небольших города (Мосты и Кобрин), в которых удалось полностью поменять систему сбора мусора. Там сейчас показатели раздельного сбора мусора в 5–6 раз выше, чем в целом по стране. И вот в этих городах была как раз проведена отличная информационная кампания.

Изюминкой данного проекта является именно работа на местном уровне.

Конечно, технически важно поставить в каждый двор контейнеры для раздельного сбора мусора, а ЖКХ оснастить современными машинами. Но без соответствующей работы с населением это не даст ожидаемого результата. Поэтому от проекта «Энергоэффективность в школах» мы ждем в первую очередь активной работы с учениками, родителями, учителями, всеми заинтересованными группами населения. Именно такая работа в данном случае может дать долгосрочный эффект.

— Вы присутствовали на конференции, которая была организована для участников проекта из Минской области. Насколько высокой вам показалась заинтересованность учреждений образования в проекте?

— Я бы даже сказала, что это не просто заинтересованность, а определенная состязательность. Каждая школа хотела бы попасть в число трех счастливчиков, которые уже в скором времени превратятся в пилотные объекты. Хотя, с моей точки зрения, даже профессиональный энергоаудит, который будет проведен на всех без Елена Ракова на семинаре проекта «Энергоэффективность в школах» в Минске исключения объектах-претендентах (а их по трем областям 27), уже является очень важным мероприятием. С полученными профессиональными рекомендациями руководство школы сможет обращаться к другим потенциальным источникам финансирования. Пускай не в таком объеме, как это будет на демонстрационных объектах, но какое-то одно мероприятие по энергоэффективности, наиболее актуальное для данного учреждения образования, вполне можно будет реализовать. Так что заинтересованность очень высокая.

Мне неоднократно приходилось слышать после реализации проектов в Мостах, Кобрине и Ивье: «А почему они?!» Люди видели, что проект несет с собой очень многое. Через три года город изменится, так или иначе это коснется каждого жителя. Это будут открытые уроки, другие акции в которых все будут задействованы каким-то образом. Есть понимание, что проект международной технической помощи значительно меняет город в лучшую сторону — отсюда такая состязательность.

— Ваши пожелания, может быть, напутствие команде проекта «Энергоэффективность в школах».

— Проект долго начинался, но сейчас он уже в правильной колее и этому «паровозику» необходимо набирать ход ускоряться, активно приходить в регионы, придумывать оригинальные акции. Мое главное пожелание, чтобы проект не ограничился только тремя городами, в которых появятся демонстрационные площадки, а пришел во все 15 населенных пунктов, где находятся потенциальные пилотные объекты. Чтобы никто из участников проекта не почувствовал себя обделенным и имел возможность приобщиться к новому уникальному опыту.

Posted in Статьи, интервью.